Минимализм против максимализма. Что побеждает в моде?

Категории

На протяжении десятилетий в мире моды сталкиваются две противоположные эстетики: простая, классическая и яркая, богато украшенная. Что должно произойти, чтобы одна победила другую? Это бесконечная игра противоположностей или, может быть, одна из тенденций была в выигрыше?

Творения Gucci, усыпанные блестками, разноцветными камнями и красочной вышивкой ручной работы, или простые, необработанные и часто однотонные изделия от Bottega Veneta? Эти два бренда, хотя и представляют собой крайнюю эстетику, в настоящее время достигают самых высоких результатов продаж в отрасли.

Эклектизм и минимализм всегда конфликтовали, и чувствительные точки их популярности до сих пор реагируют на изменения в обществе, культуре и политике. В конце концов, тренды, преобладающие в моде, — это не прихоть горстки дизайнеров, а реакция индустрии на тщательный анализ культурных и социальных движений. Минимализм и противоположный ему максимализм находятся на двух противоположных полюсах. С годами, ритмично, то одно, то другое оказывалось выше. Но разве кто-то из них не находился в выигрышной позиции с самого начала?

Корсеты или маленькое черное платье

Одежда всегда была символом власти и социального положения. На протяжении веков это означало, что самые богатые люди одевались в очень богато украшенную одежду. Украшены ли они золотой нитью и пуговицами из самых дорогих камней, жакеты французского барокко или английские викторианские кружева и рюши – механизм один и тот же.

Простой крой стал популярен среди более богатых людей только в 1920-х годах благодаря таким дизайнерам, как Жан Пату и Коко Шанель.

Именно знаменитый французский дизайнер заменил шляпы, украшенные перьями, фруктами и даже чучелами птиц, на простые, минималистичные формы. Позже, как и Пату, она освободила женщин от сковывающих корсетов. Вместо этого она предложила наряды, сшитые в форме буквы «i», свободно ниспадающие на тело, элегантные, удобные и, что удивительно, черные. Цвет траура, самый темный оттенок прекрасно сочетался с консервативными формами Chanel.

Маленького черного платья, нитки жемчуга и красных губ было достаточно, чтобы женщины забыли о кринолинах и бесчисленных слоях ткани. Ведь это было время, когда иглы граммофона вырывали из винила ноты джаза, под который молодежь танцевала чарльстон. А как танцевать в платьях, поддерживаемых кринолином?

Однако эти изменения не произошли бы без серьезных кризисов для мирового общества. Первая и особенно Вторая мировые войны изменили как потребности людей, так и диктуемую ими моду. Потому что сама мода может реагировать на них двояко. И так же, как первая война укрепила позиции минимализма, вторая вызвала у женщин желание оторваться от реальности простой, удобной одежды, позволяющей им быстро передвигаться.

Более того, оно было сильно ограничено нормированием военного времени. В этот мир грез их перенес молодой дизайнер Кристиан Диор, который в 1947 году, невообразимо холодной зимой, когда запасы хлеба в Париже были ограничены, за ним жители города стояли в длинных очередях, продемонстрировал исключительно смелый и женственный образ. В коллекция. New Look дизайнер вернулся к широким юбкам и подчеркивающим талию жакетам, напоминающим корсеты. Шанель была возмущена. По ее словам, модели Dior выглядели как трансвеститы. Женщины, которые были в восторге от моделей New Look и хотели во что бы то ни стало одеваться так, придерживались иного мнения.

Мода выходит из храма

«Каждое модное движение — это ответ на то, что было раньше. Это цикл дизайна, который чередуется между пышным, необузданным и сдержанным», — читаем мы на сайте нью-йоркского музея FIT (Технологический институт моды), где в 2000 году проходила выставка «Минимализм/Максимализм», первый показ, посвященный историческому взаимодействию эстетики минимализма и максимализма в так называемой высокой моде. За витринами стояла одежда разных десятилетий и разных дизайнеров, подтверждая, что мода в этом отношении на самом деле работает синусоидально. Об этом же говорят и исследования Bain & Company, посвященные продажам.

В 1990-е годы благодаря таким брендам, как Calvin Klein, Jil Sander и Prada, минимализм явно взял верх над максимализмом.

Конец 1990-х и начало нового столетия вновь стали временем максимализма. Это период «sortie du Temple», то есть выхода из храма, когда люксовые бренды начали вводить более дешевые линии и открываться для массовой аудитории. Именно тогда началась яркая логомания, удовлетворявшая потребность появляться в брендовых дизайнах.

Большая авария

Финансовый кризис 2007–2008 годов явно изменил подход к покупкам, которые резко сократились. На графиках Bain & Company мы видим два бара значительно ниже нуля. И хотя продажи упали, кризис меньше коснулся минималистичных брендов. Это произошло по простой причине, которую позже, во время кризиса, связанного с глобальной пандемией Covid-19, мы ощутили еще раз. Из-за неопределенности завтрашнего дня большинство решило покупать вещи, которые точно прослужат нам долгие годы. В такие моменты люди инвестируют во вневременной и простой дизайн.

В 2008 году Фиби Фило возглавила модный дом Céline, который благодаря новому креативному директору стал одним из самых популярных брендов, сезон за сезоном побивая рекорды продаж. Селин продемонстрировала на подиуме новый минимализм – ориентированный на структуру, но очень женственный. Не было человека, который не мечтал бы о пальто, брюках или свитере от этого французского дома моды. Не говоря уже о сумочках, к которым у Фиби был выдающийся талант.

Минимализм остается на переднем крае уже много лет. Началось увлечение скандинавским стилем, а также шведскими и датскими брендами и влиятельными лицами. Уличную моду захватили шерстяные пальто бежевого оттенка, джинсы и спортивная обувь в стиле Стэна Смита Adidas. Популярность таких брендов, как APC, Uniqlo, COS и Acne Studios, возросла.

Возвращение блеска и кристаллов

«Алессандро Микеле сильно дистанцировался от эстетики Фриды Джаннини, а также Тома Форда с сексуальной привлекательностью, представленной в конце 1990-х. Новый флагман явно предпочитает романтизм. Его подруга Гуччи — причудливый человек, любящий эклектику, и выглядит так, будто нашла свою одежду на блошиных рынках или в винтажных магазинах и смешала ее с множеством украшений, очками в толстой оправе, яркими шляпами с помпонами и кожаными лоферами на меховой подкладке», — написала журналистка американского Vogue Николь Фелпс после первого показа Алессандро Микеле для бренда Gucci,.

Новый креативный директор изменил все и буквально перевернул индустрию с ног на голову.

Его смелое видение, названное предыдущим креативным директором модного дома Фридой Джаннини «бабушкиным», стало источником истинного восхищения. А стиль более элегантно называли «бабушкин шик». В 2015 году планка продаж максимализма взлетела до небес, и Gucci стал абсолютным номером один. Это привело к тому, что другие бренды предложили эклектичный стиль, благодаря чему максимализм показал одни из самых высоких результатов в 2017 и 2018 годах. Но это, как мы знаем из истории моды, никогда не является стабильным положением.

Мода только для стройных и богатых?

С 2023 года максимализм превзошел минимализм с точки зрения продаж, что стимулировало современных аналитиков моды проводить дальнейшие исследования. За его успехом стоят самые популярные на данный момент ведущие модельеры.

– Об этом не говорят вслух, но минимализмом могут заниматься только те, кто не сталкивается с финансовыми и логистическими проблемами, – говорит Челси Фэган, автор книги «Финансовая диета».

– Минималистская эстетика часто сопровождает образ жизни, основанный на йоге, здоровом питании и т. д., что само по себе является «фатфобией», поэтому сама эстетика часто ограничивается очень стройными женщинами. Это также заметно по доступности одежды, а это значит, что женщины больших размеров часто не могут одеваться минималистично. – соглашается журналист и блогер Бетани Раттер.

Минимализм версия 2.0

Среди эклектично одетых гостей показов 2023 года выделялся стилист Жюли Пелипас, которая ходит по улицам Парижа в белоснежных брюках и кремово-бежевом жилете. Хоть это и не соответствовало господствовавшему в то время экстравагантному стилю, она была одним из наиболее часто упоминаемых стилистов в Интернете. Простота была совершенно отрезвляющей. В том же году Дэниел Ли взял на себя бразды правления брендом Bottega Veneta, привнеся новый дух итальянского дома моды. Безупречные костюмы, тканый трикотаж, рубашки и интересные аксессуары, обыгрывающие концепцию минимализма – новый креативный директор представил зрителям минимализм 2.0. Простой, но оригинальный, с ярко выраженными архитектурными декоративными мотивами.

Его время было идеальным. Покупатели, пропустившие «старую Céline», вместо этого получили «новую Bottega Veneta».

– Хаос потихоньку проникает в нашу жизнь, люди хотят освободиться от душевных бремен. Выбор того, что надеть и что  с этим сочетать, становится менее важным. Это больше о повторном использовании; многофункциональная одежда, которая пригодится в динамичной жизни – как на работе, так и дома. минимализм облегчает задачу, это по-прежнему выразительный выбор, но более устойчивый, — говорит основательница сезонного австралийского бренда Badaam Приянка Каул. Это может означать, что сила минимализма будет только расти. С другой стороны, как показывают исследования Bain & Company, никогда максимализм и минимализм с точки зрения продаж не находились на таких равных позициях, как в начале 2024 года. Как это объяснить?

Аудитория имеет все большее влияние, диктатура создателей моды закончилась. Сейчас, больше, чем раньше, бренды должны учитывать мнения и потребности своих клиентов. – Мода отражает время, в котором мы живем, больше, чем в любую другую эпоху, а они истеричны, легкомысленны и бросают нас в сторону крайних противоположностей, – говорит модный критик Александр Фьюри. И хотя исследование Bain & Company робко предполагает, что минимализм может в конечном итоге возобладать, вместо того, чтобы выносить вердикт, возможно, нам следует просто свыкнуться с мыслью, что эта игра никогда не закончится.

( 15 )
Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя*
Email
Введите комментарий*
Вы соглашаетесь c политикой обработки персональных данных.